Первое время возможности парламента влиять на политику королевской власти были незначительными, но постепенно парламент приобретает три важнейших полномочия:
право на участие в издании законов,
право решать вопросы о поборах с населения в пользу королевской казны,
право осуществлять контроль над высшими должностными лицами и
выступать в некоторых случаях в качестве особого судебного органа.
Право законодательной инициативы парламента возникло из практики подачи коллективных петиций королю. Король мог удовлетворить просьбу парламента или отвергнуть ее. Но в течение XIV в. было установлено, что ни один закон не должен быть принят без согласия короля и парламента. В XV в. установилось правило, что ходатайства парламента должны облекаться в форму законопроектов, которые получили название «биллей». Статутом стали называть акт, исходящий от короля, палаты лордов и палаты общин.
В течение XIV в. постепенно закрепилась компетенция парламента в финансовых вопросах. Статут 1340 г. провозгласил недопустимость взимания без согласия парламента прямых налогов, а статуты 1362 и 1371 годов распространили это положение на косвенные налоги. В следующем веке парламент стал указывать назначение предоставляемых субсидий и добиваться контроля над их расходованием. Стремясь подчинить контролю государственное управление, парламент с конца XIV в. постепенно ввел процедуру импичмента. В XV в. утвердилось право парламента прямо объявлять преступными те или иные злоупотребления. При этом издавался специальный акт, утверждаемый королем и получивший название «билля об опале».
3.3 Королевская администрация.
На протяжении XIII в. происходит становление нового исполнительного органа – Королевского совета, в руках которого сконцентрировалась исполнительная высшая и судебная власть. В эту группу входили канцлер, казначей, судьи, наиболее приближенные к королю министериалы. Большой совет крупнейших вассалов утратил свое значение и функции, которые отошли к парламенту.
В XIII в. главой королевской администрации продолжал оставаться шериф, а в сотне – его помощник бейлиф. Кроме них представителями королевской администрации на местах были коронеры и констебли, избиравшиеся в местных собраниях. Коронеры осуществляли расследование в случае насильственной смерти, констебли наделены были полицейскими функциями.
3.4. Судебная система.
Постепенно утверждается практика назначения из местных землевладельцев в графствах охранителей мира, или мировых судей. Первоначально они обладали полицейскими и судебными полномочиями, но с течением времени стали выполнять наиболее важные функции местного управления вместо шерифов. По статуту 1390 г. каждое графство назначалось 8 мировых судей. Мировые судьи контролировали цены на продукты питания, следили за единством мери весов, вывозом шерсти, осуществляли надзор за проведением в жизнь законов о рабочих (1349 и 1351 гг.), о еретиках (1414 г.) и даже устанавливали размеры заработной платы (статут 1427). Имущественный ценз для занятия этой должности составлял 20 фунтов стерлингов годового дохода. В судебную компетенцию мировых судей входило разбирательство уголовных дел, кроме убийств и особо тяжких преступлений. Разбирательства проводились на сессиях мировых судей, созывавшихся 4 раза в год. Эти собрания получили название судов «четвертных сессий». В XIII – XIV вв. растет количество королевских судов различных рангов, усиливается их специализация. Высшими судами «общего права» в Англии в этот период стал Суд королевской скамьи, Суд общих тяжб и Суд казначейства.
Суд казначейства был в основном специализирован на рассмотрении финансовых споров. Суд общих тяжб (общая скамья) рассматривал большинство частных гражданских исков и стал основным судом общего права. Все дебаты в суде записывались и размножались для ознакомления заинтересованных сторон и с XIV в. регулярно публиковались. Этот суд осуществлял также надзор за местными и манориальными судами. По приказу из канцелярии жалобы могли быть перенесены в этот суд из любого другого низшего суда, а благодаря специальным судебным приказам суд общих тяжб мог исправлять судебные ошибки других судов.
Из личного суда короля сформировался Суд королевской скамьи, заседавший до конца XIV в. только в присутствии короля и его ближайших советников. Он стал высшей апелляционной и надзорной инстанцией для всех других судов, включая суд общих тяжб, но со временем был специализирован на рассмотрении апелляций по уголовным делам.
С развитием гражданского оборота из общей системы высших королевских судов выделился Суд лорда-канцлера, который решал вопросы «по справедливости». С деятельностью этого суда было связано возникновение новых форм процесса и норм права (права справедливости). Более разветвленной стала в XIII – XIV вв. система королевского разъездного судопроизводства. Вскоре общие объезды утратили свое значение и уступили место более специализированным разъездным комиссиям, среди которых можно выделить Суды ассизов (по рассмотрению споров о преимущественном праве владения леном), комиссию по мятежам и по общей проверке тюрем.
Значительную роль в отправлении правосудия приобретают большое и малое жюри присяжных заседателей. Большое, или обвинительное, жюри оформилось в связи с процедурой опроса разъездными судами обвинительных присяжных. Оно стало органом придания суду. Всего в жюри было 23 человека. Единого мнения 12 членов жюри было достаточно для утверждения обвинительного приговора.
Малое жюри, состоящее из 12 присяжных заседателей, стало составной частью английского суда. Члены этого жюри участвовали в рассмотрении дела по существу и выносили вердикт, требовавший единогласия всех присяжных. По закону 1239 г. для присяжных был установлен ценз в 40 шиллингов годового дохода.
Взаимоотношения светских и церковных судов отличались значительной напряженностью и сложностью в вопросах разграничения компетенции. В результате многочисленных коллизий был установлен принцип, согласно которому подсудность дел определялась характером наказаний: только светские суды могли налагать светские наказания.
Заключение.
В работе была предпринята попытка системного исследования
политической и социальной организации французского и английского общества на этапе сословной монархии, или феодальной монархии с сословным представительством.
Теоретический и конкретно-исторический анализ материала позволил
определить сословную монархию как форму государства, в которой двойственность политической структуры, характеризовалась специфическим распределением суверенитета между государем и сословной группой, а также его договорной юридической базой правом сословий на диалог с монархом в соответствии с их местом в социальной иерархии.
Решающее значение имели приобретение власти наследственного характера, высшей судебной власти и функции правотворчества, централизация военных сил, оформление системы постоянных налогов и исполнительного централизованного аппарата.
Существенным итогом этапа сословной монархии явилось выраженная
политическая активность сословий и политизация сознания широких народных
масс, что нашло отражение в деятельности сословно-представительных органов,
а также в классовой и социальной борьбе того времени. Рост политической
активности и сознательности широких народных масс, получивший отражение в
социальных движениях и освободительной борьбе, объясняется процессом
развития сословий, который шел через ремесленные и городские корпорации в
среде горожан и сельские коммуны и общины в среде крестьянства.
Процесс формирования, процесс феодализации, в целом, рассмотренных стран схож, различия лишь во временных рамках завершения этих процессов.
Общей чертой данных стран является образование централизованного государства, в котором главное место занимали правящие классы, обладающие большей правоспособностью, нежели не имущие.
В Англии парламент возник как важнейшая часть государственной организации, с определенными полномочиями и правилами деятельности. Напротив, во Франции генеральные штаты складывались медленно, по мере того, как у королевской власти возникала необходимость в них. Ни регламента, ни правил, ни порядка созыва генеральные штаты, в отличие от английского парламента, так и не получили. Решения генеральных штатов не имели обязывающего характера для королевской власти. В то время как в Англии только парламент имел право вотировать новые налоги, Генеральные Штаты даже не имели права регистрировать королевские указы. Впоследствии это право во Франции приобрел особый судебный орган — парижский парламент.